14 липня 2005 р. (Санкт-Петербург, РФ)
(Текст виступу мовою оригіналу)
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые участники Форума!
Дамы и господа!
Приветствуя участников 9-го Петербургского международного экономического форума, хочу отметить, что своим участием в Форуме мы демонстрируем желание и стремление строить наше будущее сообща.
Ушло в прошлое время линейных стратегий и вековых политических традиций. Содружество Независимых Государств пережило много кризисов и разочарований.
От реинтеграции мы с неизбежностью пришли к необходимости новых интеграционных проектов с учетом изменившейся экономической реальности, динамичных социо-культурных и демографических процессов, переосмысленных национальных интересов. Наша общая задача – найти новые пути для общего развития, и таким образом достойно ответить на вызов “эпохи перемен”.
Украинская нация, обретя государственную независимость, мучительно расставалась с романтизмом быстрого возрождения на основе экономической самодостаточности. Не менее болезненно были выучены уроки невозможности возврата в прошлое.
Сегодня мы твердо знаем: Украине нужна эффективная национальная стратегия, которая –
во-первых, позволит повысить выживаемость и запас прочности национальной экономики перед лицом нарастающих геоэкономических угроз и нестабильности международной системы;
во-вторых, укажет социально приемлемые пути перехода от действующей сырьевой и энергозатратной модели украинской экономики к модели опережающего экономического развития;
в-третьих, обеспечивает новые социальные стандарты жизни, повышает материальное благосостояние граждан и кардинально изменяет социально-психологический климат в обществе;
в-четвертых, учитывает определенную ограниченность национального суверенитета в условиях глобализации мира, интернационализации бизнеса, интенсивной региональной интеграции.
Уверен, что схожие задачи национального развития решают и наши партнеры по СНГ.
Залог успешного преодоления полосы испытаний мы видим в синхронности социальных, политических и экономических перемен. Прежде всего, Украина ищет свой рецепт модернизации политической системы, призванной обеспечить демократические и легитимные механизмы формирования и функционирования государственной власти.
Мы исходим из того, что в процессе Коституционной реформы необходимо:
во-первых, задать конституционные и институциональные условия, обеспечивающие формирование эффективной исполнительной власти и современной модели государства;
во-вторых, уйти от угроз, которые несет в себе авторитаризм, безответственный парламентаризм советского образца или власть олигархии;
в-третьих, преодолеть политический синкретизм законодательной, исполнительной и судебной властей;
в-четвертых, оформить и сбалансировать многомерное политическое пространство, в котором свое место должны найти государственные институты, политические партии, общественное мнение, независимые СМИ, права человека и гражданина.
В этом контексте ключевым является вопрос развития системы местного самоуправления. В украинском обществе и среди представителей политического класса существует понимание того, что суверенитет страны невозможен без суверенитета территориальной громады.
Курс на модернизацию политической системы мы рассматриваем в качестве базового условия, при котором удастся достигнуть социального консенсуса в вопросах структурных преобразований в экономике. Место валовых показателей должны занять показатели качества жизни, индекса человеческого развития, состояния окружающей среды, технологического уровня производства.
Украина стоит перед необходимостью второй волны реформ.
К главным приоритетам структурных преобразований экономики следует отнести:
- коррекцию существующей модели экономического роста;
- повышение энергетической безопасности и создание условий для восстановления Украины в качестве нетто-экспортера электроэнергии;
- формирование инфраструктуры, обеспечивающей раскрытие инновационного потенциала страны;
- укрепление и развитие финансовой системы, позволяющей наращивать уровень капитализации украинской экономики и отдельных территориальных громад.
Главной общей экономической проблемой для наших стран остаются технологическая отсталость, изношенность основных фондов, недостаток ресурсов для модернизации, низкая конкурентоспособность. Мы стремительно приближаемся к рубежу, за которым у нас не будет выбора, - либо кардинальное технологическое обновление, либо цепная реакция техногенных катастроф. Но при разумной и взаимовыгодной интеграции наших ресурсов, координации стратегий национального развития, есть возможность превратить решение этой проблемы в новый импульс, катализатор ускорения экономического роста.
Для этого прежде всего очень важно осмыслить ситуацию на всем постсоветском пространстве, которое объективно вступило в период политической нестабильности, связанной, главным образом, со сменой политических элит, а также попытками изменить государственно-политическую систему, приблизив ее к европейским моделям.
Мы это очень хорошо прочувствовали на собственном опыте и понимаем, что период нестабльности может быть довольно продолжительным и привести к попыткам экономической экспансии на постсоветское пространство.
Открытость экономики приводит к тому, что мы начинаем терять положительный баланс во внешнеэкономических отношениях. С начала 2005 года темпы роста импорта товаров начали опережать темпы украинского экспорта. Ухудшилась структура внешней торговли – экспорт продукции машиностроения сократился на 35%, а металлургической продукции вырос на 31,5%.
Удельный вес 25 стран Европейского Союза в общем объеме украинского экспорта уменьшился с 34,6% до 28,4%, Америки – с 6,0% до 4,8%. В то же время удельный вес экспорта в страны СНГ вырос с 25,0% до 27,8%, в том числе в Россию – с 16,2% до 18,4%.
Прямые иностранные инвестиции за январь-апрель 2005 года составили 314 млн.дол. против 485 млн.дол. за соответствующий период прошлого года, т.е. уменьшились на 35%. Более быстрыми темпами сокращаются инвестиции в основной капитал, а растут – в сферу торговли.
Стратегически важно, как показывает наш опыт, в этой ситуации не допустить разрушения промышленного потенциала, усиления эксплуатации природных богатств и людского капитала.
Для этого нужно занимать не оборонительную позицию, а интегрировать возможности наших стран в общемировые процессы.
В этой связи – еще один вывод, на который хочу обратить ваше внимание.
Интеграционные процессы в СНГ крайне важны для Украины. Но реализация своих интересов и многомерное сотрудничество с участниками Содружества является лишь частью эффективной национальной стратегии по вхождению в международное разделение труда, где евро-азиатский рынок – его неотъемлемая часть.
Учитывая опыт и уроки прошлого, хочу выразить убеждение, что СНГ, как организация, может обрести второе дыхание и превратиться в международную организацию принципиально нового типа.
Прежде всего, будущее СНГ зависит от того, насколько адекватны и глубоки наши представления о будущем мира и о той роли, которую призваны сыграть новые независимые государства.
Мне представляется, что СНГ будущего - это Сообщество Независимых Государств, которые стремятся реализовать собственные проекты национального развития, максимально используя при этом возможности международной интеграции и региональной кооперации. Из «инструмента развода» СНГ должно превратиться в инновационный проект, нацеленный на формирование новой матрицы межгосударственных отношений как внутри Сообщества, так и в мире.
Сегодня пространство СНГ стало более многомерным и многоуровневым, и с этим нельзя не считаться. Наши государства стали богаче новыми международными связями, участвуют в сети региональных организаций по всему периметру Содружества. И все эти связи – неотъемлемая часть новых национальных стратегий стран СНГ.
Именно в этом контексте формируется запрос на функцию модератора, способного организовать стратегическую коммуникацию новых региональных и межрегиональных связей.
На мой взгляд, страны-участники СНГ заинтересованы развивать сотрудничество в нескольких плоскостях:
- общий рынок товаров, капиталов, рабочей силы и услуг на основе зоны свободной торговли. И здесь роль локомотива может выполнить ЕЭП;
- общее энергетическое пространство, на основе взаимовыгодной коллективной стратегии государств, добывающих энергоносители, и транзитных государств;
- формирование общего научно-технологического пространства, пространства социо-культурных инноваций и опережающего экономического развития;
- общее гуманитарное пространство, пространство единых стандартов правовой и социальной защищенности, вне зависимости от того, в какой стране СНГ наши граждане родились и в данный момент проживают, получают образование или работают.
- участие в проектах, связанных с расширением единого европейского экономического и политического пространства на Восток.
Мы должны быть готовы к сотрудничеству в условиях межцивилизационного диалога, поскольку уникальность СНГ – в его поликультурности и многонациональности. Нам предстоит непростая задача – собрать осколки советской цивилизации в новое межцивилизационное сообщество. Поэтому развитие межцивилизационного диалога и трансконтинентального сотрудничества по линии Европа-Азия, север-Юг может стать еще одной важной миссией обновленного СНГ.
Уважаемые участники Форума!
В состав организаторов Форума входит Совет Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. В этой связи считаю важным и актуальным поставить вопрос о целях и задачах, которые может реализовывать Межпарламентская ассамблея Содружества.
На мой взгляд, Межпарламентской ассамблее необходимо вернуть функции инкубатора и инициатора новых инициатив.
Парламентами наших государств накоплен солидный политический капитал международных контактов. К примеру, Верховная Рада Украины плодотворно работает в формате межпарламентских связей со странами ЕС, Черноморского экономического сообщества, стран Центральной Европы и Балтии. Сотрудничество по оси национальных парламентов и межпарламентских ассамблей нужно поставить на системную основу.
Кроме того, Межпарламентская Ассамблея СНГ могла бы стать политическим провайдером для тех проектов и инициатив, которые возникают на уровне субъектов бизнеса и неправительственных организаций, представляющих интересы научных, культурных, религиозных, молодежных сообществ наших стран.
Уверен, что эти направления будут продуктивны и полезны для наших государств и народов.
Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Петербургский Форум доказал свою актуальность и превратился в эффективную коммуникативную площадку для политиков и экспертов стран-участников. Широк диапазон проблем, которые регулярно выносятся на обсуждение. Мне представляется важным и актуальным вынесение на следующий 10 Петербургский форум проблемы сотрудничества стран ЕС и СНГ в рамках проекта Большой Европы. Уверен, нам есть что обсуждать и предлагать.