31 травня 2005, 09:57
28 травня 2005 року,
м.Ялта
Уважаемые коллеги, дорогие друзья, дамы и господа!
Как вы помните, 22 апреля 2005 года в Кишинэу (Молдова) произошло этапное событие общеевропейского значения: был дан новый импульс существованию и деятельности региональной организации в составе Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова и Украины.
Ветер перемен коснулся организации, которая некоторое время пребывала в состоянии анабиоза, напоминая скорее эскиз смелого политического проекта, нежели его практическое воплощение в жизнь. В ходе Кишиневского саммита ГУАМ главы государств проявили понимание вызова глобализации, стоящего перед нашими народами в ХХІ веке, и попытались найти адекватные ответы на ряд вопросов, волнующих страны ГУАМ.
Прежде всего, была подчеркнута необходимость создания регионального пространства стабильности, безопасности и процветания от Баку до Кишинэу, от Тбилиси до Киева на основе таких общеевропейских демократических ценностей, как уважение к правам и свободам граждан, верховенство закона и развитие институтов гражданского общества. Это пространство должно гармонично дополнить и стать неотъемлемой частью интегрального евроатлантического пространства, созданного усилиями Евросоюза и НАТО.
Можем смело утверждать, что состоявшееся осенью 2004 года Первое заседание Парламентской ассамблеи ГУАМ стало добрым предвестником возрождения Объединения. Цели, провозглашенные парламентариями наших стран, полностью соответствуют новейшей логике развития ГУАМ.
Напомню эти цели, сформулированные нами в Киеве:
- дальнейшее укрепление принципов демократии и верховенства права;
- всестороннее развитие сотрудничества между парламентами стран-участниц Объединения;
- содействие социально-экономическому развитию, расширению торгово-экономических связей;
- укрепление региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом;
- развитие сотрудничества в области науки, культуры, гуманитарной сфере.
Сегодня можем сказать, что завершается организационно-правовое оформление объединения наших стран. Оно как бы обрело два крыла – законодательно-парламентское и крыло исполнительной власти, в силу чего стало более сбалансированным и устойчивым.
Позвольте высказаться по сути обсуждаемых нами вопросов.
Первое. Сегодня мы с общего согласия создали Комитеты Парламентской ассамблеи ГУАМ по политическим и правовым, торгово-экономическим вопросам, а также по вопросам науки, культуры и образования. Очень важно провести инвентаризацию общих для нас проблем и определить круг конкретных вопросов, которыми будут заниматься комитеты. Нам важно выйти на принятие согласованных парламентами наших стран законов, которые способствовали бы возникновению общего правового поля Организации и интеграции наших стран в евроатлантическое пространство.
Учитывая особую остроту и важность для наших стран проблемы агрессивного сепаратизма, экстремизма и связанных с ними негативных явлений, вношу предложение – продумать вопрос о создании на территории одной из стран Объединения Исследовательского Центра по изучению и противодействию агрессивному сепаратизму.
Убежден, что роль парламентской составляющей в этой проблеме весьма значительна – в виде законов, создающих своеобразные «правила игры» в условиях многонациональных государств, а также в виде развитого местного самоуправления, определенной децентрализации органов государственной власти и активного создания институтов гражданского общества. Такой Центр мог бы изучать новые вызовы, порожденные эпохой глобализации, давать рекомендации по предотвращению конфликтов на этнонациональной почве.
Второе. В рамках все более набирающей сил и опыта парламентской дипломатии, организация наших стран должна активизировать диалог с международными и региональными организациями для разъяснения наших целей и нашего видения ситуации в регионе. Речь идет об информационной стратегии Объединения по отношению к региону и Европе.
Стоит подумать, с помощью каких инструментов и механизмов можно обеспечить наше активное информационное присутствие в глобальном пространстве. Очевидно, наша Организация должна наладить взаимодействие с Европейским Парламентом, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, Парламентской Ассамблеей НАТО и другими международными парламентскими структурами.
Друзья, мы должны вести диалог с миром на одном языке – языке наших общих интересов. Конечно, при этом важно не забывать об информировании наших собственных народов, которым должны быть ясны и понятны цели Объединения. Я представляю очень перспективным в этом плане совместное участие парламентариев в организации и проведении конференций, круглых столов, парламентских слушаний и других мероприятий.
Ведь парламент – это самый чуткий барометр политической и социальной погоды в стране, это многократно усиленное эхо народных настроений. Только поддержка целей Парламентской ассамблеи и в целом Организации со стороны народа, наших избирателей обеспечит жизнеспособность Объединения.
Третье. Кроме геополитического, экономико-энергетического, регионального и прочих измерений, Организация имеет еще одно измерение: сближая наши народы, мы способствуем взаимообогащающему проникновению и гармоничному сосуществованию разных цивилизаций – христианской и мусульманской.
Объединение может и должно способствовать укреплению духовных, культурных, научных, спортивных и иных связей между нашими народами. Возможно, стоит создать в будущем научно-образовательный институт, в котором велось бы изучение языков и культуры народов, входящих в Объединение.
Обязанность парламентов - всемерно поддерживать развитие дружеских отношений между отдельными людьми, общинами, учебными заведениями, городами и районами. Если хотите, мы должны способствовать становлению своеобразных «микроассамблей».
Нас должны объединять не только транспортно-энергетические коридоры, но и интенсивные межличностные, гуманитарные связи.
Было бы неплохо создать нечто наподобие форума неправительственных организаций наших стран с целью налаживания свободного диалога в рамках гражданского общества.
Четвертое. Думаю, уважаемые коллеги, что нам необходимо подумать и над названием нашего Объединения. Название ГУАМ – наибольшего стратегически важного острова Микронезии, принадлежащего США, – не весьма подходящее для организации, действующей в иной части земного шара.
В частности, следовало бы принять во внимание географически-региональную принадлежность Объединения. Кроме стран, входящих сегодня в Объединение, в этом геостратегически важном регионе, содержащем огромные ресурсы энергоносителей, также расположены Казахстан, Россия, Туркменистан, Иран, Армения, Турция, Болгария, Румыния, которые, как мне кажется, могут в будущем играть большую роль в Организации, которая не направлена против кого бы то ни было и стремится к тому, чтобы от ее деятельности выиграли все без исключения страны региона.
Необходимо как можно быстрее создать действенный постоянный секретариат.
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Провозгласив в качестве национального приоритета политику интеграции в ЕС, Украина в то же время не поворачивается спиной к своим друзьям на Востоке и Юге.
Нас вместе более 64 миллионов. Наши страны обладают значительным экономическим и человеческим потенциалом. Мы сильны своей волей быть вместе в радостях и в невзгодах. Мы создаем пространство демократии, устойчивого развития и безопасности в рамках единой Европы без разделительных линий.
Я желаю удачи всем нам, участникам исторического процесса создания Организации стран Черноморско-Каспийского региона.