28 лютого 2004, 10:50
Выступление
Председателя Верховной Рады Украины В.М. ЛИТВИНА
в Бакинском государственном университете
28 февраля 2004 г.
Глубокоуважаемый господин ректор!
Многоуважаемые профессора и преподаватели!
Уважаемые студенты!
Приглашение выступить в вашем прославленном университете расцениваю как проявление глубокого уважения к Украине, ее многовековой истории и культуре.
А оказанную мне высокую честь стать почетным доктором наук Бакинского государственного университета рассматриваю как признание высокой роли украинской науки и образования. Мне вдвойне почетно и приятно получить это звание, учитывая, что с Бакинским университетом была связана жизнь выдающегося государственного деятеля современности Гейдара Алиева.
У прославленного хирурга Николая Пирогова, деятельность которого, кстати, проходила и в Киевском государственном университете имени Тараса Шевченко, есть прекрасные слова, наиболее точно и емко, как на мой взгляд, характеризующие сущность и призвание университетов: университет есть лучший барометр общества, общественных настроений и общественных устремлений. И если его показания кого-то не устраивают, то это не означает, что барометр нужно разбивать. Следует соответствующим образом действовать.
К этому остается лишь добавить, что университеты призваны не только фиксировать происходящее, но и обеспечивать объемное видение глобальных процессов современности, объективную оценку нарастающих противоречий и проблем, поиск и предложение лучших, оптимальных путей и ясных перспектив развития общества. Исходя из того, конечно, что каждому времени свойственны свои горизонты интеллекта и знаний.
Начало нового века и третьего тысячелетия весь мир встречал с величайшей надеждой. Миллионы людей в разных уголках планеты в своих самых сокровенных планах и чаяниях мысленно открывали врата в лучшее мироустройство, в котором больше не будет разрушительных войн, непобежденных болезней, голода, несправедливости.
Казалось, возникла и утверждается солидарная, общепланетарная надежда, что нынешняя цивилизация, сделав ответственные выводы из уроков истории, совершит великий коллективный поворот к исконным ценностям жизни, заложенным Творцом. Что возродится природа, на приоритетные позиции выйдут созидательная наука, многовековая культура и духовность. Что властители мира вырвутся за рамки грубого материального бытия. И наступит момент умиротворения, спокойного, размеренного созидания.
Растворились ли эти надежды под натиском реальности?
Четвертый год (что является, впрочем, мгновением по историческим меркам) мир, как и раньше, продолжает содрогаться – терроризм, пандемии, нищета и голод, хищные черты глобализации, разрушительные землетрясения. Именно об этом преимущественно и говорим как о заглавных новостях и событиях. Все чаще констатируем глобальные изменения климата, исчерпание ресурсов, нехватку питьевой воды, изобретение все новых видов оружия и средств быстрой его доставки к очагам земной цивилизации, извращение нравственности и морали.
Смею утверждать, что эти и другие оценки в различных вариациях определяют сущность нашего времени. Более того, эксперты с тревогой отмечают и такое: чудовищной силы террористическую атаку готовит окружающая среда, климатическая революция, о которой говорили экологи всего мира, – на пороге, сохранение запасов продовольствия, воды, энергии станет проблемой стратегического характера для огромного числа стран, что породит многочисленные военные конфликты, и, в частности, – ядерные конфликты, которые начнут к 2020 году свое смертоносное шествие по планете.
Все это настойчиво подводит к неутешительному выводу – востребованным, причем в возрастающих масштабах, становится то, что усложняет человеческую жизнь. Более того, грозит сделать ее невыносимой и невозможной.
К тому же изобретения науки и техники, виртуализация мира приводят к дальнейшему усилению неравенства. Экономисты подсчитали, что для удовлетворения возрастающих аппетитов «золотого миллиарда» требуется 2,7 планеты, такой как наша Земля.
Вызов – достойный человечества, порожденный, к сожалению, самой же цивилизацией.
В поисках ответа мы должны вновь возвратиться к учености, мудрости, просвещенной ответственности, оставляющей шанс и дающей обоснованную надежду.
И именно университеты призваны сыграть определяющую роль в осмыслении этих сложнейших общественно-политических и естественно-детерминированных процессов.
Именно их потенциал – интеллектуальный и нравственный – должен помочь и заставить отказаться от планов и действий на короткий промежуток и короткий результат. Именно университетское сообщество призвано найти ответ на вопрос: какими будем мы и каким будет мир в ближайшей и отдаленной перспективе. А главное – сформулировать эту перспективу. Перспективу – жизнеутверждающую.
Ведущие университеты наших стран воспитали в своих стенах выдающихся мыслителей и национальных лидеров, заслуги которых признаны человечеством. Здесь достаточно опять назвать имя Гейдара Алиева, и, я думаю, этого достаточно будет для оценки места и роли Бакинского университета в университетском сообществе, причем в мировом университетском сообществе.
Экстраполируя духовные завещания великих учителей на современность, мы обязаны, да что обязаны – я уверен, – обречены осмыслить противоречия мира и обострившиеся проблемы, возведенные самой жизнью в ранг глобальных вызовов человечеству.
Осмыслить, памятуя взаимную, коллективную ответственность, которая синхронно возрастает и диктуется усилением взаимосвязи мировых процессов. И тут мы не сможем успокоить себя словами Иосифа Бродского: «Смерть – это то, что бывает с другими».
Рассматривая эти вызовы, размышляя над их природой, выискивая возможности адекватного реагирования, неизбежно задаешься вопросом – в чем же основополагающая причина возникновения угроз для человечества и что сегодня может быть сделано для продолжения жизни? Жизни, которая поддавалась бы оптимистическому предвидению.
Ответы и решения – в академическом постижении Истины и Правды в их исконном смысле.
В этой связи необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что проблемы глобализации в большинстве стран рассматриваются преимущественно через призму материальных интересов. Именно им отдается приоритет. Между тем, такой подход могут себе позволить лишь те страны, где веками сбалансированы экономика и культура. Нам же, после десятилетий доминирования материализма в идеологической политике, прежде всего и в первую очередь нужен духовный, творческий взлет. Если хотите – духовный взрыв. Ведь именно он всегда предшествовал великим реформациям, в том числе в наших обществах, по крайней мере, синхронно происходил с ними. В жестоких конкурентных реалиях смогут выжить и устойчиво развиваться лишь те государства и нации, которые добьются оптимального баланса духовного и материального.
Особо хочу подчеркнуть: университеты наравне с политиками (здесь я имею в виду прежде всего Украину) ответственны за то, чтобы наша очередная попытка догнать время не провалилась – другого шанса может больше и не быть. Я еще раз хочу сказать: университеты наравне с политиками должны быть в первую очередь ответственны за то, чтобы наша очередная попытка догнать время не провалилась. При этом опять-таки важно отойти от упрощенного понимания происходящих процессов как в отдельных странах, так и во всем мире, отказаться от политики деталей, объемно видеть перспективу – нашу и мировую.
Исключительную ответственность накладывает на университеты то обстоятельство, что культура, язык, образование и религия в условиях глобализации все больше превращаются в действенные геополитические факторы. Особенно чувствительно это касается истории каждого народа и каждого государства, которая наравне с сырьем – это мое убеждение – будет принимать весомое и возрастающее участие в столкновении геостратегических интересов. Не случайно именно история все время подвергается переработке, вплоть до полной неузнаваемости, когда в ее мутном зеркале нередко невозможно узнать ни себя, ни других.
Причем ситуация часто складывалась и складывается так, что мы оказываемся на исторических отливах, поскольку сами же не можем совместить оправданные временем традиции с современными задачами. И если такое положение не изменить, то очень сложно будет выйти на авангардные позиции в этом мире. Университеты призваны быть объективными летописцами национальной истории, что является неотъемлемой предпосылкой уважения к нации. Нации без прошлого, без исторических корней и традиций обречены на то, чтобы быть ведомыми в мировом сообществе. Уважают всегда, если хотите, породу. А у нас она есть – историческая порода.
Именно университеты обязаны совместить правду и историзм. Именно они могут и должны вернуть правду людям и достоинство нации. Говорить об этом приходится и потому, что аморальность прочно «вогнали» в наш образ жизни, навязали лицемерие как способ мышления. Вот и получается: человек у нас – раб, и он же – господин.
Дух свободы, исконно обитающий в университетах, должен выступить необходимой, фундаментальной предпосылкой для развития современного общества, стержень которого – свобода и права человека. Без этого мы не сможем иметь истинной, а следовательно – твердой национальной политики, будем обречены на аутсайдерство.
Свобода должна становиться все более востребованной в жизни каждого общества. У нас же она должна приобрести статус национальной идеи. Делать акцент на этом приходится потому, что стремление к сытой жизни нередко для нас дороже свободы и демократии.
Мы традиционно исходим из того, что важнейшим заданием университетов является подготовка высокообразованных, универсальных специалистов, ученых-рационалистов, генерирующих новые прорывные идеи, формирование интеллектуальной и политической элиты, элиты вообще. Все это правильно. Но вместе с тем, сегодня на первый план выходит проблема морали. Хочу подчеркнуть – проблема морали интеллектуалов, их ответственности (моральной, человеческой, политической) за свои практические действия, и, в частности, за применение научных открытий и разработок.
Ведь многие такие открытия обернулись и оборачиваются не только благом, но, к сожалению, и трагедией для целых регионов мира. Достаточно сказать и достаточно указать на один тот факт, что научно-технологические разработки, доступные ранее только высокоразвитым странам, сегодня находятся на службе ряда террористических образований и структур.
Попутно замечу, что ученый может ошибаться. Более того, допускаю, что в чем-то он обязательно ошибается и должен ошибаться. И ошибки порой бывают продуктивными. Но он не должен делать пленником своих заблуждений общество.
Отсюда мы выходим на проблему честности ученого. Отсюда напрашивается еще один вывод: борьба с таким злом ХХ и ХХI века, как терроризм, все еще является борьбой с последствиями, но никак не с истинными причинами этой жестокой угрозы человечеству.
После 11 сентября 2001 года мы как-то спонтанно подошли к необходимости осмысления такой проблемы, как террор и терроризм в Украине, в нашей стране. Результатом чего стала фундаментальная, на мой взгляд, работа «Очерки террора и терроризма в Украине». И в том числе наш исторический опыт показал, что причины этого явления, этого зла – углубляющееся социально-экономическое неравенство, низкое качество образования и его недоступность, снижение культуры и недопустимо низкий порог морали. Преодоление угрозы терроризма находится в плоскости устранения названных и других причин, его порождающих.
Совершенно очевидно, что с помощью главного, производимого университетами вечного двигателя цивилизованного развития – интеллекта – университеты могут и должны усиливать влияние на власть и проводимую ею политику. Ведь беды наши, как видно из пережитого исторического опыта, во многом происходили, скажем мягко, не от власти высокого ума и духовности, а нередко от того, что умственно убогие, с вылущенной моралью люди занимали высокие, а то и высшие посты. Впрочем, не нами замечено, что достойными и призванными править государством считают себя прежде всего люди посредственного ума и нищие духом.
Кстати, это явление, как указывает А. Ципко в статье «Политика, свобода, “национализм”», хорошо подметил грузинский писатель Чабуа Амираджиби в романе «Дата Туташхиа».
Отличительной особенностью дня сегодняшнего является то обстоятельство, что постсоветская элита оказывается чрезмерно политизированной и зацикленной преимущественно на борьбе за власть. Страдает от этого и ее интеллектуальная составляющая, да и студенчество. Отсюда – нестабильность и опасность возврата к тоталитаризму. Это особенно противопоказано государствам, осуществляющим болезненный переход от одной общественно-политической системы к другой и которые при этом должны учитывать необходимость органичного вхождения, вмонтирования в мировое сообщество.
Рецепт для таких ситуаций простой по своей сложности и сложный по формуле достижения – вершины власти и интеллекта должны стремиться к тождественности. Это первое. И второе: политическая система страны должна отвечать задачам ее общественного развития. Именно такую систему мы пытаемся сегодня выстраивать в Украине, исходя из того, что нам необходимо сосредоточиться на себе, на внутреннем обустройстве страны и общества.
Украина и Азербайджан, бывшие не так давно в составе единого союзного государства, имеют собственную многовековую историю. Занимая видное место на геополитической карте мира, они обладают взаимодополняющими возможностями для обеспечения собственного динамичного развития и усиления воздействия на ключевые тенденции в глобальном и региональном измерениях.
Приоритетом внешней политики Украины является полномасштабная европейская и евроатлантическая интеграция, которая предусматривает членство в НАТО и Европейском Союзе. Мы видим Европу целостным регионом, в котором значимость Украины, исходя из объективной логики происходящих процессов, в ближайшее время будет возрастать. Европейский выбор Украины обуславливается исторически вызревшими, выстраданными факторами государственной независимости, национальной безопасности, политической стабильности, устойчивого развития и демократического преобразования страны. Евроинтеграционные устремления Украины являются естественным продолжением внутригосударственных реформ, неуклонного построения экономически развитого и правового государства.
Осмысление пройденного пути, панорамное видение будущего чрезвычайно важно и для Украины, и, думаю, для Азербайджана. Важно потому, что опыта такого реформирования мировая практика не знает. Нам приходится, что называется, работать «с чистого листа». И как это ни парадоксально звучит, именно особенности перехода от тоталитаризма к традиционно демократической системе довольно часто выступают причиной непонимания мировой общественностью процессов, происходящих в постсоветских странах. И не только непонимания. За ним иногда просматривается стремление «договариваться» о стратегии и тактике продвижения этих процессов в наших странах, но фактически без нашего участия, а опираясь на отдельные личности или политические силы.
Понятно, что есть основания для определенного разочарования недостаточными, может быть, на взгляд со стороны, да и на наш взгляд тоже, темпами демократических преобразований, скажем, в Украине. Как и для нашей усталости от постоянного недовольства нами. Но это не означает, что сотрудничество со страной следует подменять опекой и протежированием отдельных личностей. Ибо складывается впечатление, что Запад больше интересуют не постсоветские государства и народы, а судьба тех или иных политиков, и ставка делается на то, чтобы договариваться с конкретным человеком, а не выходить на устойчивое сотрудничество с политической системой страны.
Вот почему, ориентируясь на западные стандарты экономики, политики и демократии, нам следует делать ставку прежде всего на собственные силы, на собственный интеллект. И энергию направлять на утверждение цивилизованных стандартов жизни вместо действий и слов для того, чтобы понравиться.
Приверженность и Украины, и Азербайджана системе общечеловеческих ценностей и взаимному сотрудничеству, историческое и культурное пребывание на стыке цивилизаций усиливает общность интересов наших народов, создавших прочные взаимоотношения на принципах взаимного уважения.
Успешному развитию сотрудничества призвана способствовать взаимодополняемость экономик двух стран. В частности, Украина может и готова оказывать существенную помощь в экономических преобразованиях Азербайджану своим мощным научно-производственным потенциалом, подготовкой квалифицированных кадров различных специальностей в ведущих национальных университетах.
Украинско-азербайджанские отношения имеют прекрасную перспективу. В этом мы все убеждены. И я убежден, что новые поколения азербайджанских интеллектуалов, которые сегодня присутствуют в этом зале, сохранят и умножат идеи духовного взаимопонимания между Украиной и Азербайджаном, сделают мир лучшим.
Спасибо вам за внимание, за высокую честь быть почетным доктором Бакинского государственного университета. Я буду делать все, чтобы оправдать эту честь.
Добра вам и процветания.