Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарном заседании 16 июля
подробнееВопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 15 июля
подробнееПредседатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков подписал Распоряжение о созыве внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины девятого созыва
подробнееВопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 14 июля
подробнееВопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарном заседании 16 июля
подробнееВопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 15 июля
подробнееПредседатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков подписал Распоряжение о созыве внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины девятого созыва
подробнееВопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 14 июля
подробнееСообщения
Принят Закон "О народовластии через всеукраинский референдум"
Закон определяет правовые основы осуществления народного волеизъявления через всеукраинский референдум, его организацию и порядок проведения. Всеукраинский референдум, согласно закону, является формой непосредственной демократии в Украине, способом осуществления власти непосредственно Украинским народом, который заключается в принятии (утверждении) гражданами Украины решений путем голосования в случаях и порядке, установленных Конституцией Украины и этим законом.
Порядок инициирования, назначения (провозглашения), подготовки и проведения всеукраинского референдума регулируется Конституцией Украины, этим законом, другими законами Украины, а также принятыми в соответствии с ними другими актами законодательства.
Предметами всеукраинского референдума могут быть вопросы:
1) утверждения закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;
2) общегосударственного значения;
3) об изменении территории Украины;
4) о прекращении действия закона Украины или отдельных его положений.
Согласно закону, не могут быть предметом всеукраинского референдума вопросы:
1) противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;
2) отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации;
3) направленные на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
4) относительно налогов, бюджета, амнистии;
5) отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.
Законом установлено, что на всеукраинский референдум может выноситься один вопрос. Законом определены основные принципы проведения всеукраинского референдума, на основе которых проводится всеукраинский референдум:
1) общего права голоса;
2) равного права голоса;
3) прямого волеизъявления;
4) свободного участия во всеукраинском референдуме;
5) добровольного участия во всеукраинском референдуме;
6) тайного голосования;
7) личного голосования;
8) однократного голосования;
9) публичности и открытости процесса всеукраинского референдума.
Всеукраинский референдум не может проводиться одновременно с очередными и внеочередными общегосударственными выборами, очередными местными выборами.
Закон структурно состоит из 133 статей и тринадцати разделов: I. Общие положения. II. Назначения (провозглашения) всеукраинского референдума. III. Организация и проведение всеукраинского референдума. IV. Комиссии по всеукраинскому референдуму. V. Списки избирателей. VI. Финансовое и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения всеукраинского референдума. VII. Гарантии деятельности субъектов процесса всеукраинского референдума, международных наблюдателей. VIII. Информационное обеспечение всеукраинского референдума. IX. Агитация всеукраинского референдума. X. Голосование и установление результатов всеукраинского референдума. XI. Правовые последствия всеукраинского референдума. XII. Обжалование нарушений законодательства о всеукраинском референдуме. XIII. Заключительные положения.
Заключительными положениями на реализацию положений закона предусмотрено внесение изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины, законы Украины "О Конституционном Суде Украины", "О предотвращении коррупции", "О политических партиях в Украине", "О Центральной избирательной комиссии".
В законе учтены рекомендации, высказанные в срочном совместном заключении Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианской комиссии) и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). В законе также в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии увеличен срок сбора подписей под инициативой о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе, предоставлено инициативной группе всеукраинского референдума возможность исправления технических ошибок и неточностей, выявленных в представленных документах, наличие которых не будет основанием для отказа в регистрации инициативной группы, усовершенствован алгоритм остановки и возобновления процесса всеукраинского референдума из-за обстоятельств, которые являются основаниями для его приостановления, и установлен период, в течение которого закон или отдельные его положения, утратившие силу по результатам всеукраинского референдума, не могут быть приняты парламентом в той же редакции.
Закон принят с необходимыми технико-юридическими правками.
Проект закона зарегистрирован под №3612.