16 июля 2021, 12:51

Завершилась пятая сессеия Верховной Рады Украины девятого созыва

подробнее
16 июля 2021, 09:04

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарном заседании 16 июля

подробнее
15 июля 2021, 09:03

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 15 июля

подробнее
14 июля 2021, 14:11

Состоялось внеочередное пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее
14 июля 2021, 14:01

Состоялось пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее
14 июля 2021, 11:34

Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков подписал Распоряжение о созыве внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины девятого созыва

подробнее
14 июля 2021, 09:03

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 14 июля

подробнее
13 июля 2021, 18:59

Состоялось внеочередное пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее

16 июля 2021

Завершилась пятая сессеия Верховной Рады Украины девятого созыва

подробнее
16 июля 2021

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарном заседании 16 июля

подробнее
15 июля 2021

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 15 июля

подробнее
14 июля 2021

Состоялось внеочередное пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее
14 июля 2021

Состоялось пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее
14 июля 2021

Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков подписал Распоряжение о созыве внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины девятого созыва

подробнее
14 июля 2021

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 14 июля

подробнее
13 июля 2021

Состоялось внеочередное пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее

Сообщения

13 мая 2009, 13:27

Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности рекомендует парламенту направить на доработку проект закона о мерах по защите интересов граждан в условиях кризиса на валютном рынке Украины

Publish

Законопроект (№3477) предлагает предоставлять право банкам и заемщикам — физическим лицам по кредитным договорам, заключенным до 1 октября 2008 года в иностранной валюте, заключать дополнительные договоры, по условиям которых заемщики смогут платить задолженность по кредиту и начисленным процентам в гривне, исходя из официального курса иностранной валюты к гривне по состоянию на 1 октября 2008 года. В свою очередь, государство в лице НБУ должно возместить банкам убытки, понесенные вследствие уплаты заемщиками задолженности в гривне.

На заседании Комитета отмечалось, что согласно статье 5 Закона "О банках и банковской деятельности" государство не отвечает по обязательствам банков, Национальный банк Украины не отвечает по обязательствам банков, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 2 действующего закона, банковская деятельность представляет собой привлечение во вклады денежные средства физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на своих условиях и на свой риск.

Члены Комитета отмечали, что покупка товаров в кредит в любом случае неминуемо осуществляется на условиях взаимного риска (в данном случае — валютного), который в зависимости от ситуации на валютном рынке несут как заемщики, так и кредиторы, что ставит под сомнение уместность присутствия в этих взаимоотношениях третьей стороны — государства, средствами которого должны покрываться убытки банков. Особенно это касается потребительского кредитования под приобретение товаров, потребность в которых, как правило, не является неотложной и первоочередной.

Принятие этого законодательного предложения, как считают народные депутаты, повлечет создание неравных условий для граждан, формирующих потребительский спрос на рынке, в части ценового риска. В случае введения этого механизма лица, приобретшие товар на условиях кредита, будут погашать его по курсу, действующему по состоянию на 1 октября 2008 года, то есть будут нести ценовой риск, уменьшенный на размер валютного риска, в то время как лица, купившие товары после 1 октября 2008 года, будут нести ценовой риск, предопределенный неблагоприятными колебаниями курсов иностранных валют, в полном объеме.

Во время обсуждения также обращалось внимание на то, что проект четко не определяет субъект, возмещающий убытки банкам. Проект не предусматривает и механизм возмещения убытков из так называемого конечного источника уплаты — Государственного бюджета. При этом не указывается, какие именно убытки должны возмещаться таким способом — убытки банков или, возможно, убытки Национального банка Украины в результате возмещения убытков коммерческих банков.

Реализация этого законодательного предложения, отмечалось на заседании Комитета, повлечет увеличение нагрузки на Государственный бюджет Украины в части как текущих расходов, так и долгосрочных расходов бюджета, связанных с ростом долговых обязательств и бюджетной задолженности. В то же время, к проекту не представлены предложения о расходах, подлежащих сокращению, и/или источники дополнительных доходов для покрытия возросших расходов бюджета.