16 июля 2021, 12:51

Завершилась пятая сессеия Верховной Рады Украины девятого созыва

подробнее
16 июля 2021, 09:04

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарном заседании 16 июля

подробнее
15 июля 2021, 09:03

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 15 июля

подробнее
14 июля 2021, 14:11

Состоялось внеочередное пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее
14 июля 2021, 14:01

Состоялось пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее
14 июля 2021, 11:34

Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков подписал Распоряжение о созыве внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины девятого созыва

подробнее
14 июля 2021, 09:03

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 14 июля

подробнее
13 июля 2021, 18:59

Состоялось внеочередное пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее

16 июля 2021

Завершилась пятая сессеия Верховной Рады Украины девятого созыва

подробнее
16 июля 2021

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарном заседании 16 июля

подробнее
15 июля 2021

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 15 июля

подробнее
14 июля 2021

Состоялось внеочередное пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее
14 июля 2021

Состоялось пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее
14 июля 2021

Председатель Верховной Рады Украины Дмитрий Разумков подписал Распоряжение о созыве внеочередного пленарного заседания Верховной Рады Украины девятого созыва

подробнее
14 июля 2021

Вопросы повестки дня, запланированные к рассмотрению на пленарных заседаниях 14 июля

подробнее
13 июля 2021

Состоялось внеочередное пленарное заседание Верховной Рады Украины

подробнее

Сообщения

07 декабря 2018, 09:17

( Информационное управление Аппарата Верховной Рады Украины )

Поздравление Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления С. Власенко ко Дню местного самоуправления

Дорогие коллеги, уважаемые сельские, поселковые, городские головы,
депутаты местных советов, работники органов местного
самоуправления, уважаемая украинская громада!

 

7 декабря в Украине на государственном уровне отмечаем День местного самоуправления – символ демократического устройства государства. Великий украинец Богдан Гаврилишин писал: «Помочь реализовывать решения – это важно, но гораздо важнее – научить людей решать самостоятельно, как выполнять поставленную перед ними задачу. Они будут более заинтересованы, творческие, преданные». Именно с этой заинтересованности каждого из нас сделать свою малую Родину успешной и прорастают концептуальные основы теории и практики местного самоуправления.

Закрепленная в Конституции Украины отечественная модель местного самоуправления в своей основе содержит базовые положения Магдебургского права относительно самостоятельного решения территориальными громадами вопросов местного значения. Одна из важнейших задач государственного строительства – поиск равновесия между властной вертикалью и местным самоуправлением. Именно на поиск такого равновесия и было направлено Магдебургское право, которое впервые на украинских землях закрепляло права граждан на самоуправление. Это право стало одним из факторов сближения – культурного, юридического, политического Украины с Европой, создало правовую основу становления и развития местного самоуправления в Украине.

Ратифицировав в 1997 году Европейскую хартию местного самоуправления, Верховная Рада Украины еще раз показала европейский путь развития Украины. Комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления в своей работе постоянно подчеркивает необходимость соблюдения основных принципов, заложенных в идею и содержание Европейской хартии местного самоуправления. В своей деятельности комитет всегда настаивает на реальном внедрении в отечественную законодательную систему принципов Европейской хартии местного самоуправления, которые, к сожалению, на данном этапе не учтены в полной мере и без соблюдения которых говорить об успехах реформы было бы преждевременно.

Во-первых, как на законодательном уровне, так и на этапе реализации норм, следует обеспечить соблюдение принципа повсюдности местного самоуправления – осуществление органами местного самоуправления базового уровня полномочий за пределами населенных пунктов, в том числе по распоряжению земельными ресурсами (земля за пределами населенных пунктов должна принадлежать громаде). Во-вторых, необходимо ввести безусловное соблюдение последовательности «полномочия идут за деньгами», что позволит, наконец, избавиться практики передачи полномочий, не обеспеченных материально-финансовыми ресурсами. Недопустимо расширение полномочий органов местного самоуправления без увеличения объемов финансирования их деятельности. Иначе такое расширение полномочий является фикцией. В-третьих, должна быть обеспечена стабильность в работе органов местного самоуправления: институты и их должностные лица должны планировать свою деятельность хотя бы на среднесрочный период в 3-5 лет, четко соблюдая избранный вектор развития.

Ход процессов государственного строительства в Украине, в частности с 2014 года, сформировал общественный запрос на проведение широкой административно-управленческой реформы, сердцевиной которой стала реформа децентрализации власти. При этом Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления стал главной парламентской площадкой обсуждения и законопроектной работы над нормативной базой данной реформы. Принятые при ведущей роли нашего комитета законы Украины «О сотрудничестве территориальных общин», «О добровольном объединении территориальных общин» и изменения в них содержали много позитивных положений, способствующих процессам формирования объединенных территориальных громад и решения вопросов местного значения на обновленной основе. Однако каждый раз при принятии Государственного бюджета Украины на следующий год эти процессы приостанавливались и блокировались вследствие ненадлежащего отображения настоящих потребностей местного самоуправления, о чем свидетельствуют многочисленные обращения в адрес Комитета органов местного самоуправления и их ассоциаций. К сожалению, органы исполнительной власти через бюджетный процесс фактически возвращают себе контроль над органами местного самоуправления, что говорит об узурпации власти, попытки контролировать громаду и подчинять ее интересам центральной власти. Кроме того, комитет неоднократно получал жалобы о давлении на должностных лиц органов местного самоуправления со стороны правоохранительных органов, органов прокуратуры, явно незаконных решений суда.

Несмотря на сегодняшнее торможение реформы бюджетным процессом, другими провластными институтами, я вижу местное самоуправление сильным, мощным, способным решать самые сложные задачи и убежден, что после президентских и парламентских выборов в 2019 году реальную реформу децентрализации будет продолжено. Надеюсь, что общими усилиями, упорным трудом мы реализуем наши планы, направленные на улучшение жизни каждого украинца – от наименьшей территориальной громады до столицы нашей Родины.

Пользуясь случаем, уважаемое общество, желаю вам крепкого здоровья, счастья, семейного уюта и благополучия, творческого вдохновения и всяческих успехов в ответственной работе на благо родной Украины!

 

С уважением

 

                                                                                                                          Сергей Власенко